Российский «Музей В.И. Ленина» и сегодня работает на компьютерах Apple II десятилетней давности, которые были тайно импортированы за несколько лет до распада СССР.
Универсальность Apple II сделала его одним из самых распространенных персональных компьютеров 1970-х и 80-х гг. В школах, лабораториях и научных центрах эти классические американские компьютеры предпочитали в использовании даже после появления более совершенных машин. Но одно из самых невероятных мест, где, пожалуй, особенно неожиданно было бы найти такой компьютер, музей коммунистического лидера- Научно-культурный центр «Музей В.И. Ленина».
Музей Ленина в поселке Горки Ленинские, расположенный в 20 километрах к югу от Москвы, не выглядит высокотехнологичным даже по меркам 1980-х годов. Но среди мраморных интерьеров, позолоченных витрин и советских исторических документов есть особая «изюминка» — аудиовизуальное шоу о последних годах жизни Владимира Ленина.
«Первоначально кубы назывались» идейно-эмоциональные центры»,-говорит Борис Власов, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Горки Ленинские», стоя перед большим кубом клюквенно-красного стекла. Когда он нажимает кнопку на громоздком пульте дистанционного управления, куб освещается изнутри, показывая движущиеся изображения, окруженные сложными реквизитами и декорациями. Каждый из пяти музейных кубов, содержит короткую трехмерную презентацию. Движущиеся зеркала и призрачные проекторы Пеппера-та же технология, которая помогла Тупаку исполнить посмертный концерт, — делают их похожими на театральную пьесу.
У этого зрелища была своя причина. К 1972 году, когда идея создания музея была сформулирована советским правительством, общественный имидж Владимира Ленина пришел в упадок.
«О Ленине не было сказано ничего нового: его жизненный путь был зафиксирован поминутно, и найти какой-либо новый материал было невозможно”, — говорит Власов. «Мало было рассказать о жизни Ленина-надо было впечатлить и удивить.»Ленин был известен своей революционной политикой и масштабными инфраструктурными проектами, но также и авторитарной политикой, массовыми казнями и концентрационными лагерями, которые он курировал как лидер СССР.
Автором проекта стал академик архитектуры Леонид Николаевич Павлов, который уже построил несколько исследовательских и вычислительных центров в аналогичной кубической манере. Но создание механизмов для менее масштабного визуального зрелища оказалось непростой задачей.
К счастью, во всем мире существовал спрос на оборудование, способное управлять такими устройствами. В 1981 году британская аудиовизуальная компания #Electrosonic выпустила ES4000. Это был набор компьютерных аксессуаров и программного обеспечения, которые помогали специалистам программировать блоки мультимедийных выставок. Система была встроена в компьютер, который Electrosonic уже использовала внутри – Apple II. Именно выбор машины Apple упростил распространение во многих частях мира. Так, купив популярный компьютер Apple, компания могла бы локально расширить их с помощью оборудования ES4000 позже.
Но у создателей музея Ленина была проблема. Советский закон запрещал им напрямую торговать с иностранными компаниями, а Агат-7, советский клон Apple II, вряд ли справился бы с этой задачей. Он требовал внешней карты для запуска программного обеспечения, сделанного на Западе, и его 60-контактные слоты не подходили для 50-контактных карт, используемых ES4000.
Чтобы обойти советские правила, сделка была подписана со специализированным экономическим органом, Техноинторгом, и Beech Compix, британской компанией для советской Торгово-промышленной палаты. Иностранные сотрудники даже ездили в СССР— российская компания «Каскад» брала их на работу, по-видимому, чтобы сохранить впечатление, что советские технологии не могут быть превзойдены.
«Официально» Электросоник” не привозил никакого компьютерного оборудования, а программное обеспечение формально разрабатывалось компанией «Каскад», — говорит Власов. Но внутренние документы говорят о другом: «общие алгоритмы управления и локальные программы написаны персоналом Электросоник и даже на громоздком пульте дистанционного управления музея виден логотип Electrosonic.
«Электросоник» поставлял оборудование, но поддерживать его в рабочем состоянии должны были местные инженеры. Эта задача была возложена на различные государственные предприятия, причем большинство из них изначально создавалось для военных целей. В неспокойное время после распада СССР многие российские предприятия изменили свое назначение или прекратили свою деятельность. В это время вышел из строя и самый «технически впечатляющий куб», который изображал исторический советский план электрификации нации. Он использовал лазерный проектор, чтобы передать подпись Ленина на имитацию водопада, и даже был показан в корпоративном издании Electrosonic. «Но влажность была слишком высокой для лазеров 1980-х годов”, — говорит Власов.
И все же, словно застыв во времени, Музей Ленина пережил падение государственного коммунизма практически без изменений. Ничего не было демонтировано, изменено или даже существенно модернизировано, и та же самая часть технологии, установленная в 1980-х годах, все еще обслуживается дважды в год. Ремонт 40-летних компьютеров-задача не из легких; по словам Власова, она ложится на плечи бывших сотрудников, которые даже выходят с пенсии только для того, чтобы обеспечить техническое обслуживание машин.
В 1985 году, когда музей собирался заполучить в свои руки 8-битные компьютеры, сама Apple пыталась поставлять в СССР более мощные компьютеры Macintosh. Компания послала не кого иного, как Стива Джобса продавать компьютеры Apple в советскую национальную академию наук—а через нее и в школы по всему Советскому Союзу.
Всего через несколько лет Apple официально вошла в страну через Intermicro, советско-австрийское совместное предприятие. Анатолий Карачинский, глава Intermicro и нынешний президент IBS Group, запустивших Burda Moden и Коммерсант, сделали Macs де-факто стандартом российской издательской индустрии.
Тем не менее, технология Apple очень редко встречалась в российских правительственных учреждениях. Intermicro и другим дистрибьюторам Apple не очень-то везло в продвижении компьютеров Mac в школах и агентствах. .Совсем недавно Россия даже пыталась удержать государственных служащих от использования айфонов. В этом контексте Музей Ленина — это одновременно и технологическая капсула времени, и национальный выброс.
По большей части Музей Ленина остался нетронутым происходящими вокруг переменами. Как и в годы упадка СССР, экспозиция фокусируется только на достижениях Ленина, опуская рассказы о насилии его режима. Добавление сведений об антикоммунистическом Белом движении, которое боролось с большевиками в Гражданской войне в России, не сделало его менее предвзятым.
Обновление музея не планируется. Вместо этого он стремится сохранить свою технологическую привлекательность в том виде, в каком она была впервые создана. «Кубы должны были быть заменены через 10-15 лет», — говорит Власов. Сейчас они трудятся уже более 30 лет. Более того есть надежды починить сломанный, не изменяя оригинального художественного произведения. «Это будет точно такая же презентация, воссозданная с помощью современных технологий», — говорит Власов.
Вот так американские компьютеры Apple II помогли «Музею В.И. Ленина» реализовать аудиовизуальные эффекты, ставшие изюминкой музея.
Российский пешеходный мост самый страшный в мире?
Какие русские города носят немецкие имена?
Мы будем признательны за Вашу подписку, это важно для автора и позволит Вам следить за нашими материалам
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Мессенджере
Добавить комментарий