На протяжении почти семи лет почти 2700 тонн аммиачной селитры оставалось на складе в порту Бейрута без надлежащих мер безопасности и без какого-либо соглашения о том, что делать с потенциально смертельной партией.
Власти полностью отдавали себе отчет в этом риске: ведомства писали друг другу на протяжении многих лет, обсуждая различные варианты. Но ничего не было сделано, состояние материала на складе продолжало ухудшаться, и тогда произошел разрушительный взрыв, унесший жизни более ста человек и ранивший 4000 – взрыв такой силы, что он ощущался даже на Кипре.
Президент Мишель Аун объявил трехдневный траур. Он назвал неспособность справиться с аммиачной селитрой “неприемлемой” и пообещал “самое суровое наказание” для виновных.
Кабинет министров Ливана объявил, что он поместит всех портовых чиновников Бейрута, которые отвечали за хранение и безопасность груза с 2014 года, под домашний арест. Будет также проведено расследование того, что произошло, но развязка этого “самого сурового наказания”, вероятно, займет много времени. Ожидается, что на этой неделе суд ООН вынесет вердикт по делу об убийстве бывшего премьер-министра Рафика аль-Харири – спустя 15 лет после его смерти.
Аммиачная селитра, вещество, которое может быть использовано для изготовления бомб, а также для коммерческого использования, такого как удобрения и взрывчатые вещества для горных работ, прибыла в Бейрут в сентябре 2013 года на борту принадлежащего россиянину судна под молдавским флагом «Росус»( Rhosus), направлявшегося в Бейру в Мозамбик из Батуми в Грузии.
Судно пришвартовалось в Бейруте после сообщения о неисправности двигателя. Ливанские официальные лица не позволили судну продолжить свой путь, сославшись на соображения безопасности со стороны сотрудников государственного портового контроля. Большая часть украинского экипажа была репатриирована на том основании, что они находились в “непосредственной опасности” из-за материалов, находившихся на борту. В конце концов судно было покинуто его владельцами.
Ливанские власти конфисковали груз и поместили его в ангар-большое сооружение, выходящее окнами на шоссе у главного въезда в столицу. Там материал оставался месяцами. Затем, как показывают просочившиеся официальные документы, тогдашний директор таможни Шафик Мерхи направил письмо «судье по неотложным делам», указав на необходимость решить, что с ним делать.
Таможенники, согласно имеющимся записям, циркулирующим в Ливане, направили еще по меньшей мере пять писем в период с 5 декабря 2014 года по 27 октября 2017 года, в которых подчеркивалась необходимость перемещения аммиачной селитры. Предлагались следующие варианты: экспортировать материал, продать его частной ливанской компании по производству взрывчатых веществ или попросить армию собрать его.
В одном из писем, отправленных в 2016 году, говорилось: “ввиду серьезной опасности хранения этих грузов в ангаре в неподходящих климатических условиях мы подтверждаем нашу просьбу обратиться к морскому агентству с просьбой немедленно реэкспортировать эти товары для сохранения безопасности порта и тех, кто работает на нем, или рассмотреть вопрос о согласии его продать” ливанской компании.
В письме отмечалось, что на предыдущие просьбы судей ответов не поступало. Ответа на это письмо тоже не было.
Год спустя, в октябре 2017 года, новый Таможенный директор Бадри Дахер направил еще одно письмо судье с просьбой принять решение в связи с » опасностью … и невозможностью оставить эти товары там, где они есть.”
Агентство Reuters сообщило, “что вопрос о хранении материала рассматривался несколькими комитетами и судьями, и “ничего не было сделано. Он также заявил, что группа, которая осматривала груз шесть месяцев назад, предупредила, что он может взорвать весь Бейрут”, если его не убрать.
Официальные лица заявили, что пожар, по-видимому, начался в ангаре 9 и распространился на ангар 12, взорвав аммиачную селитру. В настоящее время нет никаких доказательств, что трагедия является результатом чьих-либо умышленных преднамеренных действий. Поэтому и остается задаваться вопросом почему же власти допустили столько долгое опасное хранение груза на складе и ведомства лишь занимались перепиской и практически 7 лет откладывали решение этого вопроса.
Получается, что эта история служит еще одним примером, когда бездействие ведомств, не желающих брать на себя ответственность и принимать решения, приводит к трагедии.
Мы будем признательны за Вашу подписку, это важно для автора и позволит Вам следить за нашими материалам
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Мессенджере
Добавить комментарий