Сетомаа: как эстонско-российская граница разрывает на части древний народ
Сетомаа — регион на границе России и Эстонии, который буквально борется за сохранение своего образа жизни, потому что границу становится все труднее пересекать. В течение некоторого времени визовое соглашение между ЕС и Россией позволяло людям, живущим в приграничном регионе, относительно легко посещать обе стороны. Но с начала 2018 года российские власти, по сообщениям эстонских жителей, ограничили количество выдаваемых виз.
Отношения между Россией и ее Балтийским соседом всегда были напряженными, и в последние годы продолжали ухудшаться. Для народа сето (сету) невозможность пересечь границу стала большой проблемой. На протяжении многих лет трудности жизни в пограничной зоне привели к тому, что многие семьи переехали, оставив после себя череду «призрачных деревень» с 10 или менее жителями.
Кто такие Сето (сету)?
#Сето (сету) имеют уникальную культуру со своим собственным языком и традициями. #Сету Леело, тип многоголосого пения, характерный для этого региона, внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.
Территория предков сето занимает площадь около 17 000 кв. км, которая в настоящее время разделена между Юго-Восточной Эстонией и Российской Псковской областью. По меньшей мере две трети земель находятся на российской стороне, вместе с исторической столицей Петсери. При этом в Эстонии проживает около 4000 человек, а в России, согласно переписи 2013 года, — всего 300. Существует также значительная диаспора Сето, насчитывающая около 10 000 сетоязычных людей в других частях Эстонии и во всем мире.
В отличие от большей части Эстонии, которая номинально является лютеранской и в основном атеистической, сето в подавляющем большинстве являются православными христианами. Но некоторые из их верований и обычаев предшествуют христианству. Земля является неотъемлемой частью идентичности Сето. «Для народа сето дом не находится просто где-то»,-говорит Хелен Кульвик, гид и соруководитель института Сето, который координирует и продвигает исследования в области культуры Сето.
«Почва и [физическое место] имеют значение», — настаивает она.
У сето даже есть свой царь, Пеко-бог урожая и плодородия. Говорят, что Пеко спит под монастырем, за границей, в Петсери.
Почему территория разделена надвое?
До обретения Эстонией независимости в 1918 году вся #Сетумаа входила в состав Российской Империи. В 1920 году был подписан Тартуский договор, разграничивающий два государства, и Сетумаа была передана Эстонии. После восстановления независимости Эстонии в 1991 году формальная граница разделила общины Сето, фермерские хозяйства и церковные округа на две части.
Сегодня граница создает трудности как для семей, так и для владельцев бизнеса. В отеле Reika Horn работает ресторан в городе Обиница, где подают традиционные блюда Сето. Многие из ее ингредиентов можно купить только в Петсери, и, хотя у нее есть коммерческая виза, делать это становится все сложнее.
В 1990-е годы пересекать границу было довольно просто. Эстонские и российские муниципалитеты составили списки людей, проживающих в регионе, для свободного передвижения. При этом многие сето с российской стороны воспользовались программой переселения, предложенной эстонским правительством.
Когда Эстония присоединилась к Европейскому Союзу в 2004 году, пересечение границы стало более сложным и потребовало использования виз. Соглашение о многократных» культурных связях » для местных жителей было разработано и принято Россией в 2009 году. Визы для культурных связей официально использовались для посещения школ и музеев, а также для выступлений певческих и танцевальных коллективов. Неофициально они также использовались многими людьми для посещения родственников, друзей и кладбищ, говорит Энди Карюс, визовый координатор Юго-Восточной Эстонии. «Все действительно хорошо работало до начала 2018 года», — объясняет он.
Затем российское консульство начало запрашивать дополнительные документы, все чаще отклоняя и отказывая в многократных визах. Если ранее выдавалось около 2000 виз для культурных связей, то в 2019 году одобрение получили лишь 430 заявок.
Помимо обострившейся политической напряженности, еще одна причина внезапного ограничения, вероятно, финансовая. Визы для культурных связей должны быть бесплатными, тогда как за коммерческие и туристические визы российское государство может взимать плату.
Многие жители #Сетомаа теперь отказались от получения культурных виз.
Но имея коммерческую виза, вам не разрешается посещать кладбище. Вы можете быть оштрафованы за участие в культурных мероприятиях с коммерческой визой. Кроме того коммерческую визу не может получить и пенсионер. Приходится либо покупать туристическую визу, либо вообще не пересекать границу. В этой ситуации уехавшие сето особо остро чувствуют себя оторванными от «дома».
Несмотря на то, что в настоящее время большая часть территории предков сето находится вне досягаемости, интерес к Сетомаа, их истории и культуре увеличивается.
Должны ли государства с пониманием относиться к проблемам малочисленных народов?
Мы будем признательны за Вашу подписку, это важно для автора и позволит Вам следить за нашими материалам
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Мессенджере
Добавить комментарий