Краудфандинг — это способ привлечения финансирования путем обращения к большому количеству людей за небольшой суммой денег. Традиционно финансирование бизнеса, проекта или предприятия включало в себя обращение к нескольким людям за большими суммами денег. Краудфандинг меняет эту идею, используя интернет для общения с тысячами – если не миллионами-потенциальных спонсоров. Как правило, те, кто ищет средства, создают профиль своего проекта на веб-сайте. Затем они могут использовать социальные сети, наряду с традиционными сетями друзей, родственников и знакомых по работе, чтобы привлечь необходимые деньги. Есть несколько различных способов краудфандинга.
Вы можете просто пожертвовать или вознаградить. Люди инвестируют просто потому, что верят в свое дело. Наградой может быть как благодарность на обложке альбома, билеты на мероприятие, регулярные обновления новостей, бесплатные подарки и так далее. Доходы считаются нематериальными. «Доноры» имеют социальную или личную мотивацию вкладывать свои деньги и не ожидают ничего взамен, кроме, возможно, хорошего отношения к проекту.
Долговой краудфандинг. Здесь инвестор может получить не только свои деньги обратно, но порой еще и проценты. Доходность является материальной, помимо преимущества того, что внесен вклад в успех идеи, в которую они верят. Кроме случаев микрофинансирования, когда совсем небольшие деньги предоставляются очень бедным, чаще всего в развивающихся странах, проценты по кредиту не выплачиваются, и кредитор получает вознаграждение, делая социальные блага.
Краудфандинг акций. Человек вкладывает в своего рода в обмен на возможный капитал. Деньги могут быть обменены на акции или небольшую долю в проекте, бизнесе или предприятии. Тут «игра» зависит от стоимости акций, если все успешно, то стоимость растет.А Если нет, то значение снижается.
Первый онлайн-краудфандинговый проект был осуществлен в 1997 г. Тогда в США поклонники собирали деньги для выступления рок-группы Marillion ( $ 60,000). Проект оказался удачным и совместный сбор средств на платформе интернета прижился.
А что же в России? Кто? Как? и на чем зарабатывает?
За девять месяцев текущего года через краудфандинг на российских площадках было привлечено 5,2 млрд рублей ($81 млн) по сравнению с более чем 8 млрд рублей за аналогичный период 2018 года, сообщает сайт РБК. То есть у нас все меньше денег и рынок краудфандинга сократился по данным ЦБ на 40% в 2019 году.
Крупнейшей российской краудфандинговой площадкой является Planeta.Ru, который говорит, что почти один миллион человек инвестировали свои деньги через их сайт. Недавнее исследование показало, что средний объем инвестиций в краудфандинговые платформы в России составляет около 1600 рублей, а самые популярные проекты, как правило, связаны с креативными отраслями, такими как книгоиздание, музыка или видеопроизводство. Эксперты подчеркивают, что уровень инвестиций, генерируемых на сегодняшний день, был слишком мал для крупных стартапов или предприятий, которые нуждаются в больших траншах финансирования, чтобы рассмотреть возможность краудфандинга.
Тем не менее проекты сбора средств успешно стартуют
В категории музыка известные и не очень группы собирают средства на записи альбомов: Бутусов, Сукачев, Аквариум (см.фото).
А Евгений Гришковец собрал уже почти 900 000 рублей на видеоверсию спектакля «Предисловие».
Поклонники могут в качестве вознаграждения получить диски с автографами, благодарственное спасибо и многое другое.
В группе наука можно поддержать запуск кресла-коляски или он-лайн курс по истории русской орфографии.
Много благотворительных проектов и для простых людей (детские дома, праздники для детей, помощь животным).
А как считаете Вы краудфандинг — это для людей или от людей?
Должны ли мы, как поклонники, помогать знаменитым или оказывать помощь действительно нуждающимся?
Жаль лишь, что подобные площадки забирают от 5% собранных средств себе. От них благотворительности НЕТ!
Добавить комментарий