Все самое интересное для Вас

Финансы

Русский шпионский банк

Международный инвестиционный банк (МИБ), основанный бывшим коммунистическим экономическим блоком СЭВ в 1970 году, все еще находится в центре шпионских страхов эпохи холодной войны, а напряженность между его пестрой историей и новым европейским образом, который он пытается создать, только обостряется в преддверии сентябрьских торжеств по случаю его пятидесятилетия.

МИБ. Яндекс.фото
МИБ. Яндекс.фото

Международный инвестиционный банк находится на пути европеизации, что заставляет Вашингтон и Брюссель беспокоиться о российском шпионаже.
Переезд МИБ из Москвы в Будапешт, завершившийся в прошлом году, был встречен возмущением венгерской оппозиции и гражданского общества, в то время как щедрые иммунитеты, которыми президент Венгрии Виктор Орбан наградил банк — дипломатические паспорта для высшего персонала, полный иммунитет от прокурорского, финансового и регуляторного надзора, а также гарантированный въезд в ЕС для неограниченного числа гостей МИБ — вызвали опасения безопасности в Брюсселе и Вашингтоне.

«Представьте себе неограниченное количество гостей с неограниченным количеством транспортных средств и полным иммунитетом», — сказал венгерский профессор Андраш Рач из Немецкого совета по международным отношениям. “Если бы я был разведывательным агентством, действующим за пределами ЕС, это именно тот вид въездной машины, о котором я мечтал бы.”

Госдепартамент США предупредил, что переселение может помочь России «расширить свое пагубное влияние в Венгрии и во всем регионе», сообщила Financial Times в прошлом году, и озабоченность также была поднята британскими и канадскими официальными лицами, сказал Питер Креко из венгерского аналитического центра Political Capital.

Связи между МИБ и разведывательными службами были широко распространены на протяжении всей Холодной войны. Первый глава Центрального Банка России после распада Советского Союза Георгий Матюхин писал в своих воспоминаниях, что он использовал МИБ в качестве подставной организации, когда был оперативником КГБ в 1970-х годах.

Нынешний председатель Банка Николай Косов, который был назначен для возрождения и европеизации МИБ в 2012 году после того, как он был оставлен без дела после падения Советского Союза, также был связан с российскими спецслужбами.

Планы развития

Россия сократила свой контроль над МИБ, уменьшив свою долю до 43%, в то время как члены ЕС — Венгрия, Болгария, Чехия, Румыния и Словакия — владеют 53% вместе взятыми. МИБ говорит, что это доказывает его европейские полномочия, в то время как критики указывают на систему голосования, которая означает, что любой акционер с более чем 25% может наложить вето на решения.

Трансформация получила поддержку рейтинговых агентств и инвесторов, которые скупили облигации, выпущенные МИБ в Европе по жестким спредам — сигнал сильного спроса.

В рамках Стратегии европеизации ожидается дальнейшее снижение доли России. Банк также планирует привлечь новые страны, чтобы добавить к нынешнему похмелью холодной войны и другие, например Кубу, Вьетнам и Монголию.

Остается неясным, осуществится ли расширение. Kreko из Political Capital сказал, что это “может быть и совсем не лучшим сейчас”, если другой член ЕС присоединится к банку, добавив, что “Чешская Республика серьезно рассматривает возможность отказа от МИБ по соображениям безопасности.”

Чешские журналисты-расследователи сообщили, что Прага рассматривала возможность выхода в 2014 году, но боялась потерять деньги, которые она инвестировала, как это было в случае, когда Польша вышла в 2000 году.

Отношения со Словакией также обострились после того, как правительство наложило вето на потенциальную штаб-квартиру в Братиславе, отказавшись предоставить банку широкие дипломатические иммунитеты, которых он добивался.

Небольшой баланс

Без привлечения новых членов или значительного увеличения поддержки со стороны существующих МИБ, скорее всего, останется на периферии международных финансов, считают аналитики. По банковским стандартам, это крошечный игрок, с 100 сотрудниками и портфелем проектов в 1 миллиард евро, по сравнению с 2500 сотрудниками Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и 30 миллиардами евро.

Именно “мизерный” размер банка вызвал опасения по поводу прошлогоднего переезда, и аналитики рассматривали этот переезд не как экономическую привязку, а “как еще одно свидетельство союза между Путиным и Орбаном”, сказал венгерский политолог Габор Дьерри.

Что ж посмотрим как будет действовать банк и удастся ли ему сохранить свою репутацию?

Оставляйте Ваши комментарии!

Добавить комментарий