Когда пропала самая знаменитая работа #леонардо да винчи, наводка от одного из воров связала кражу с одним из лучших художников мира.
21 августа 1911 года из Лувра была украдена Мона Лиза. Это был понедельник — музей был закрыт, и охрана была минимальной—и вор, как сообщалось, провел выходные, прячась в одном из шкафов музея.
В то время охрана в Лувре была ужасной. Там было менее 150 сотрудников Службы безопасности, отвечающих за охрану 250 000 предметов искусства, и ни одна из картин не была прикреплена к стенам болтами. #Мона лиза, например, висела на четырех жалких крючках.
После исчезновения картины границы Франции были фактически закрыты, и полицейские проверяли каждый автомобиль, пересекающий восточную границу страны. Освещение этого ограбления в средствах массовой информации превратило малоизвестную картину в «достояние». Парижский журнал предложил 50 000 франков за возвращение картины. Вскоре по наводке похитителя произведений искусства полиция обратит свое внимание на одного из самых многообещающих молодых художников страны — Пабло Пикассо.
Пикассо, переехавший в Париж десятью годами раньше, жил в окружении так называемой богемы, получивших прозвище «La bande de Picasso». Среди его друзей был поэт и писатель Гийом Аполлинер, чьим бывшим секретарем был #Оноре-Жозеф Жери Пьерэ, бельгиец с сомнительной репутацией. Вскоре после кражи «Джоконды» Пьерэ, соблазнившись возможностью получить денежное вознаграждение, вошел в редакцию «Пари—журнал «и заявил, что раньше он забирал произведения искусства из Лувра и дарил их «друзьям».
Пьерэ говорил правду. В 1907 году он украл по меньшей мере две иберийские скульптуры, сделанные в III или IV веке до нашей эры, и продал их Пикассо, который заплатил ему 50 франков за штуку. Пикассо использовал их в поисках вдохновения. По словам Ника Мафи из «Дейли Бест», в 1911 году Пьерэ также украл одну из картин Лувра и подарил ее Аполлинеру.
Полиция с большим интересом выслушала рассказ о подвигах Пьерэ. Они полагали, что люди, которые владели этими скульптурами, также могли быть причастны к похищению Мона Лизы. И им не составило особого труда выяснить, кто именно был друзьями вора.
Понимая, что у них большие неприятности, Пикассо и Аполлинер сложили иберийские скульптуры в чемодан и посреди ночи намеревались бросить их в р. Сену. Но они не смогли заставить себя уничтожить статуи. Вместо этого Аполлинер на следующее утро зашел в «Пари-журнал», сдал статуэтки на хранение и попросил об анонимности. Газета согласилась … пока не вмешались власти.
Через несколько дней после визита Аполлинера в редакцию газеты полиция задержала его. В начале сентября Пикассо было приказано предстать перед мировым судьей. Когда его спросили, знает ли он Аполлинера, перепуганный художник солгал.
Я никогда не видел этого человека, — ответил он.
Вспоминая эти события, Пикассо сказал: «Я видел, как изменилось выражение лица Гийома. Кровь отхлынула от его лица. Мне все еще стыдно. Пока продолжалось разбирательство, Пикассо плакал.
Хотя оба мужчины действительно владели украденными произведениями искусства, судья решил, что эта ситуация не имеет никакого отношения к исчезновению Моны Лизы, и решил закрыть дело.
Два года спустя, когда полиция установит, что «#Джоконда» была украдена итальянским художником #Винченцо перуджа, работавшим в Лувре, с обоих мужчин будут сняты все подозрения в причастности к преступлению.