Германия стала первой европейской страной, объявившей на прошлой неделе о пакете экономических стимулов после коронавируса, выделив 130 миллиардов евро после первоначального развертывания чрезвычайных мер по спасению экономики от последствий пандемии. Вдохновит ли этот амбициозный план и другие страны, также отчаянно нуждающиеся в перезагрузке.
Берлин опередил своих собратьев по ЕС 3 июня, обнародовав первую в Европе всеобъемлющую программу стимулирования, призванную оживить его экономику, которая, как и многие другие, пострадала от пандемии Covid19. Канцлер Ангела Меркель заявила, что первоначальные чрезвычайные меры, введенные для сдерживания пандемии, уступят место программе, которая обойдется Германии в 130 миллиардов евро и будет направлена на сокращение продолжительности – и смягчение удара – предстоящей рецессии.
«Это план колоссального масштаба, эквивалентный 4 процентам ВВП Германии», — сказал Александр Барадез, руководитель отдела анализа рынка финансовой фирмы IG France.
Переговоры между двумя партиями в правящей коалиции Германии-консерваторами ХДС Меркель и социал-демократами СДПГ-привели к принятию почти 50 мер, направленных на увеличение потребления и ускорение восстановления после коронавируса.
Среди инициатив плана особо выделяется одна: решение о снижении НДС на три пункта до конца 2020 года. Для страны отказ от налоговых поступлений в размере около 20 миллиардов евро — это немалый подвиг. Новая мера показывает значительный сдвиг в менталитете на самом верху государства, что, по словам экспертов представляет собой “сдвиг в экономической парадигме Германии».
Резкое падение этого косвенного налога также иллюстрирует философию, лежащую в основе плана, который в первую очередь призван стимулировать расходы. Снижение НДС — это «простой и прямой способ побудить людей быстро начать потреблять снова», — поясняют эксперты.
В сочетании с другими мерами-такими как выплата каждому домохозяйству 300 евро за ребенка или продление краткосрочных трудовых контрактов — этот план демонстрирует «острое чувство экономического времени: сделав все возможное, чтобы избежать роста банкротств, немецкое правительство теперь пытается заставить компании снова начать продавать, поощряя потребителей покупать их продукцию».
Однако такая игра на экономической перезагрузке, основанной на снижении НДС, имеет свои риски.
В условиях традиционной рецессии это очень эффективный способ увеличить потребление. Но исключительный характер этого кризиса делает реакцию населения гораздо более непредсказуемой.
Например, страхи перед второй волной коронавируса могут подтолкнуть потребителей к сбережениям, несмотря на государственные стимулы к тратам, в то время как компании могут быть склонны отказаться от снижения НДС, снизив цены, чтобы улучшить свою прибыль.
Несмотря на возможные недостатки, немецкий план хорошо продуман.
Франция, как ожидается, опубликует детали своей собственной программы экономического стимулирования в ближайшие недели, с возможным развертыванием к сентябрю. Снижение НДС также может быть ключевой мерой, особенно если французское правительство использует его в надежде, что французы будут покупать больше сыров Камамбер (Сamembert) и шарфов Гермес (Hermès).
Но у Франции гораздо меньше бюджетных возможностей для маневра, а НДС составляет половину налоговых поступлений государства.»С государственным дефицитом, который, как ожидается, достигнет почти 11% ВВП к концу года, Париж вряд ли может позволить себе такую же щедрость, как Берлин.
Германия гораздо лучше других европейских стран подготовлена к перерасходованию. Поэтому некоторые страны еврозоны надеются на создание европейского плана восстановления, который будет направлять средства в те страны, которые больше всего в нем нуждаются, хотя некоторые государства-члены по-прежнему выступают против создания совместного фонда.
А что же Россия? Нам ни на какой фонд рассчитывать не приходится. Будем справляться своими силами и в ближайшее время узнаем какие окончательные меры предложит нам правительство и президент.
Но думаю, что снижение НДС — это не для нас.
О нашумевших доплатах на детей, волонтерам и медикам сказано уже очень иного. Дойдет ли помощь до всех адресатов и как поддержат бизнес, станет известно уже в ближайшее время.