Россия входит в число стран, стремящихся разработать вакцину.
Недавно российские ученые заявляли, что приступили к испытаниям коронавирусной вакцины. Как бы нам хотелось стать первыми в мире и показать остальным не просто цифры, а конкретные результаты.
Но реальность для политиков сейчас намного сложнее — страна больше не является лидером в разработке вакцин, как это было в советское время, и приходится в том числе следить и за вирусными исследованиями, проводимыми в других странах.
Александр Гинцбург из Московского научно-исследовательского института имени Гамалеи сообщил, на прошлой неделе о так называемой вирусной вакцине «Вектора», клинические испытания которой, как он надеется, завершатся к концу лета или в сентябре.
Кроме того идет речь о производстве вакцины, которая похожа на ту, что разрабатывает китайская фирма CanSino.
Есть и проект «Гамалея» — являющийся одной из нескольких инициатив
«Национальный престиж»
Ставки, несомненно, высоки. Самоизоляция и другие меры сдерживания наносят долгосрочный экономический ущерб, и на этой неделе мэр Москвы заявил, что некоторые меры будут сохранены до тех пор, пока не будет произведена вакцина.
«Я встревожен этими обещаниями разработать вакцину к сентябрю», — сказал Виталий Зверев, профессор и заведующий лабораторией Научно-исследовательского института вакцин и сывороток им.Мечникова.
Но важно, чтобы самоэкспериментация, не была результатом стремления быстро произвести вакцину. Это осуждается как «грубое нарушение основ проведения клинических исследований, российского законодательства и международных норм».
«Очевидно, что тот, кто сделает вакцину, получит главный приз, страны будут покупать ее… это напоминает мне гонку, и мне это не нравится», — сказал он агентству Франс Пресс.
Биотехнологическая компания «Биокад» в Санкт-Петербурге-единственный в России частный разработчик, внесенный Всемирной организацией здравоохранения в список кандидатов на поставку вакцины.
«Советская школа (исследования вакцин) была одной из самых сильных в мире», — сказал в интервью директор Дмитрий Морозов, ссылаясь на вакцины от полиомиелита и оспы, используемые во многих странах.
По некоторым данным, Советский Союз предоставил 1,5 миллиарда доз вакцины против оспы.
Биокад разрабатывает потенциальную вакцину совместно с Сибирским институтом «Вектор», которые, по словам Морозова, являются «настоящими лидерами » в этой области еще с советских времен.
Но он добавил, что, хотя в стране много активных исследователей, «есть работа, которую нужно сделать», прежде чем российские продукты могут быть выведены на рынок.
Александр Лукашев, директор Института медицинской паразитологии имени Марциновского, согласился с тем, что перенос передовых исследований из лаборатории в реальную жизнь — это препятствие, которое может оказаться особенно высоким для России.
По словам Зверева, разработка вакцин в России пережила спад в 1990-е годы, от которого она так и не оправилась. Химические предприятия, которые раньше принадлежали научно-исследовательским институтам, были распроданы или развалились, и теперь материалы приходится импортировать.
Но международное сотрудничество — это сложная штука. Чиновники опасаются, что западные страны могут использовать информацию, почерпнутую из российских «биологических материалов», для разработки биологического оружия.
В результате институт Зверева не может в полной мере взаимодействовать с Европейским вирусным архивом, неправительственной организацией, содействующей научному обмену, продавая российские вирусы для коллекции.»Наши коллеги посылают нам вирусы, но мы не можем дать свои, потому что они находятся под охраной», — сказал он.
Будем надеяться, что нашей стране удастся преодолеть все имеющиеся трудности и произвести действительно эффективную вакцину для своих граждан. Пусть эта гонка престижа завершится нашей национальной победой!
Добавить комментарий