Когда «Титаник» вышел в море в 1912 году, он был благословлен и проклят новейшей коммуникационной технологией— беспроводным телеграфом. После того, как «Титаник» столкнулся с айсбергом, радиосообщения, посланные с легендарного тонущего корабля, вызвали спасательное судно, которое спасло сотни людей, но и принесли путаницу как с отправленными сигналами бедствия, так и с помехами. В ту роковую ночь погибло более 1500 человек.
Теперь недавнее решение суда может позволить достать со дна «знаменитый» телеграфа «Титаника», разработанный Гульельмо Маркони, пионером телекоммуникаций и лауреатом Нобелевской премии по физике 1909 года, который изобрел первое устройство для беспроводной связи с использованием радиоволн.
Первоначально разработанный в конце 1800-х годов, телеграф Маркони использовал длинные радиоволны, которые не распространялись очень далеко и были восприимчивы к помехам. Примерно в то же время другие изобретатели радио разрабатывали более эффективные способы передачи голоса и передачи непрерывных беспроводных передач на более коротких длинах волн. Маркони, однако, имел коммерческую монополию на свой беспроводной телеграф, обещая пересылку сообщений, в том числе на море для «Титаника».
Несмотря на ограниченные возможности телеграфа Маркони—и тот факт, что он не был предназначен для использования в качестве аварийного устройства, — «Титаник» был оснащен радиорубкой и арендованным Маркони телеграфным аппаратом. Два молодых оператора, нанятых Маркони, главный телеграфист Джек Филлипс и его помощник Гарольд Брайд, посылали азбуку Морзе “Маркониграммы» от имени богатых клиентов «Титаника» 24 часа в сутки во время его первого рейса в апреле 1912 года.
И технологическая монополия Маркони, и поток личных сообщений, передаваемых по телеграфу «Титаника», оказались фатальными в ту апрельскую ночь. Филлипс был настолько ошеломлен очередью входящих и исходящих телеграмм гостей — один пассажир «Титаника “хотел” уведомить всех заинтересованных» о предстоящей игре в покер в Лос—Анджелесе, — что не стал передавать сообщения о льдах, угрожающих в том числе и «Титанику». Когда соседнее судно, Калифорниан (SS Californian), телеграфировало, что оно уже окружено льдом, Филлипс раздраженно ответил: » Заткнись! Я занят.”
Как только «Титаник “врезался в айсберг, тон Филлипса изменился, и он использовал сигнал бедствия Маркони:» CQD.”
Морские суда уже обращались за помощью, используя беспроводную связь с 1899 года, но международные операторы беспроводной связи еще не придумали стандартизированный сигнал бедствия. В 1904 году операторы Маркони приняли общий позывной, обычно используемый британскими телеграфистами: CQ (”искать вас»), плюс D для обозначения «бедствия или опасности».”
Но к 1912 году, когда «Титаник» отплыл, на сцене появился еще один, конкурирующий сигнал бедствия: «SOS»
Существует распространенное заблуждение, что сигнал бедствия — это сокращение от “спасите наш корабль “или” спасите наши души», но буквы ничего не означали—это была адаптация существующего немецкого радиовызова. Сигнал состоял из трех точек, трех тире и еще трех точек — их легко было выстукивать азбукой Морзе во время чрезвычайной ситуации и легко понять даже в плохих условиях.
Международная группа ратифицировала SOS в качестве официального международного сигнала бедствия четырьмя годами ранее, в 1908 году, но британские телеграфисты и телеграфисты Маркони не торопились принимать новый сигнал. К слову и Соединенные Штаты, которые сопротивлялись раннему международному регулированию радиосвязи, первоначально не подписали соглашение SOS.
Первые призывы Титаника о помощи использовали CQD—и Брайд пошутил, что, возможно, Филлипс тоже должен попробовать SOS.
“Это новый сигнал, — сказал он, — и, возможно, это ваш последний шанс отправить его».
Но последующее бедственное положение корабля не было поводом для смеха. Когда один из первых кораблей, принявших сигнал бедствия «Титаника», «Франкфурт» (SS Frankfurt), поздно ответил на вызов CQD «Титаника“, помощник Маркони был достаточно напряжен и даже назвал оператора «Франкурта » «дураком».”
Плачевность ситуации обьяснялась отчасти конкуренцией в бизнесе. Франкфуртский телеграфист работал на немецкую телекоммуникационную компанию Телефункен (Telefunken). Историки зафиксировали давнее соперничество между Маркони и Телефункеном. Маркони изо всех сил боролся за то, чтобы закрыть немецкой компании доступ к морскому рынку, а его операторам даже было запрещены отправлять телеграфные сообщения конкурентам.
Когда «Титаник» начал тонуть, телеграфисты Брайд и Филлипс начали переключаться между SOS и CQD, но их сигналы бедствия о помощи были невосприняты другими операторами. Филлипс и Брайд могли посылать или получать только одно сообщение за раз, и их линия постоянно была загружена переговорами других операторов и неуместными вопросами, такими как вопрос о том, направлялся ли «Титаник» к кораблю, находящемуся в 500 милях отсюда.
Тем временем ближайший корабль, «Калифорниан», вообще не принимал сигналов бедствия с «Титаника». Его радист выключил приемник и лег спать после того, как Филлипс велел ему заткнуться.
Радиолюбители также мешали передавать сообщения, что затрудняло связь «Титаника».
Телеграфист «Титаника» Джек Филлипс передавал мольбы о помощи до тех пор, пока корабль не потерял мощность и не затонул. Он погиб в этой трагедии, и его тело так и не было найдено. Филлипс пошел ко дну вместе с «Титаником», посылая сигналы бедствия в свои последние минуты жизни.
Эта трагедия заставила Маркони горько пожалеть о своем монопольном решении использовать длинноволновую радиосвязь для использования на море.
“Теперь я осознал свою ошибку», — сказал он в своей речи 1927 года.
Брайд и Маркони свели к минимуму соперничество между беспроводными конкурентами в показаниях перед расследованием Конгресса 1912 года катастрофы «Титаника». Сенат пришел к выводу, что беспроводная связь на море должна функционировать 24 часа в сутки, и призвал к регулированию американской радиопромышленности, что привело к принятию закона о радио 1912 года. Закон ограничивал любительское использование длинноволновых частот и включал положение, в соответствии с которым США приняли SOS в качестве своего стандартного сигнала бедствия.
SOS оставался международным сигналом бедствия до 1999 года, когда крупные суда перестали использовать азбуку Морзе в пользу спутниковой глобальной морской системы бедствия и безопасности.
После своих показаний в Конгрессе Маркони, Нобелевский лауреат, чье устройство было вовлечено в роковую катастрофу, возложил венок к мемориалу телеграфиста «Титаника» Джека Филипса.
Вот так роковое соперничество, монополия стали косвенной причиной гибели пассажиров «Титаника».